Главная » Файлы » СТУДЕНТАМ » ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
Программа самостоятельной контролируемой работы студентов по дисциплине РУССКИЙ ЯЗЫК
27.11.2010, 16:19 | |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" Отделение общеобразовательной подготовки среднего специального образования Рассмотрено Утверждено на заседании МО начальник УО ООП преподавателей СПО КБГУ русского языка и литературы. "30"сентября 200 9г "14" сентября 200 9г. _______ Н.Е. Шалимова ______ Г.Т. Хадзугова Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Русский язык" для всех специальностей ООП СПО КБГУ (коды специальностей: 050202, 050302, 050303, 040101, 050709, 050704, 060109. 060108, 060110, 050503, 070602, 100108, 210104, 210308, 230101, 100105, 270103, 270111, 230105, 180107, 080110, 080501). г. Нальчик, 2008г. По дисциплине "Русский язык" в рабочем учебном плане по специальностям: (050202, 050302, 050303, 040101, 050709, 050704, 060109. 060108, 060110, 050503, 070602, 100108, 210104, 210308, 230101, 100105, 270103, 270111, 230105, 180107, 080110, 080501) на самостоятельную работу отводится 26 часов на весь курс обучения. Это количеству времени распределено следующим образом: № п/п. Наименование разделов и тем Самостоятель- ная работа студента Раздел 1. Наука о русском языке. 2 Тема 1.1 Язык и речь. Понятие нормы литературного языка. 1 Тема 1.2 Правильность речи. Речевой этикет. Тип, точность, уместность, формы речи. 1 Раздел III. Лексика и фразеология 1 Тема 3.1 Лексическое значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Общеупотребительная лексика. Диалектизмы. Жаргонная лексика. Фразеологизмы. 1 Раздел IV. Орфография, пунктуация. 23 Тема 4.1 Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. 1 Тема 4.2 Чередование гласных в корнях слов. 1 Тема 4.3 Правописание согласных в корнях слов. 1 Тема 4.4 Правописание приставок. 1 Тема 4.5 Правописание сложных слов. 1 Тема 4.6 Гласные после шипящих и Ц. 1 Тема 4.7 Правописание суффиксов имён существительных. 1 Тема 4.8 Правописание суффиксов имён прилагательных. 1 Тема 4.9 Правописание местоимений 1 Тема 4.10 Правописание глаголов и глагольных форм. 1 Тема 4.11 Правописание суффиксов причастий. 1 Тема 4.12 Правописание наречий 1 Тема 4.13 Правописание союзов и частиц 1 Тема 4.14 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 Тема 4.15 Знаки препинания при однородных членах предложения. 1 Тема 4.16 Знаки препинания при обособленных определениях. 1 Тема 4.17 Знаки препинания при уточняющих членах предложения. 1 Тема 4.18 Вводные слова, словосочетания, предложения. Вставные конструкции. Обращения. 1 Тема 4.19 Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. 1 Тема 4.20 Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. 1 Тема 4.21 Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными 1 Тема 4.22 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 1 Тема 4.23 Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. 1 Всего 26 Раздел 1. Наука о русском языке. Тема 1.1Язык и речь. Понятия нормы литературного языка (1 час) В ходе самостоятельной работы студенты знакомятся с различными нормами русского языка (орфоэпические , грамматические и.д. р.) Можно использовать следующие источники: 1) Голуб И.Б, Розенталь Д.Э секреты хорошей речи - , 1998. 2) Иванова- Лукьянова Г.П. Культура устной речи. - М, 1998. 3) Гориков А. И. Русская словесность - М, 1997. 4)Контроль: проверка письменного сообщения. Тема 1.2 Правильность речи. Речевой этикет. Тип, точность, уместность, формы речи (1 час). В ходе подготовки домашнего задания студентам необходимо самостоятельно подобрать примеры текстов различных форм и типов речи. Раздел 3. Лексика и фразеология. Тема 3.1 Лексическое значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Общеупотребительная лексика. Диалектизмы. Фразеологизмы. (1час). В ходе подготовки домашнего задания и самостоятельной работы студенты должны подобрать из различных источников примеры текстов с использованием омонимов, синонимов, антонимов, диалектизм, фразеологизм. Раздел 4 Орфография, морфология. Пунктуация (23 часа) Тема 4.1. Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях. (1 час) В ходе самостоятельной работы подобрать примеры на изучение правила. Используемая литература. 1) Художественные и публицистические тексты. 2) Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М, 2002 3) Баранов М.Т. и д.р. Русский язык: справочные материалы - М, 1993. 4) Тема 4.2 Чередование гласных в корнях слов (1 час) Используя справочную литературу и публицистические статьи, подготовить материал для словарного диктанта по данному правилу. Подготовить сообщение "Омонимичные корневые морфемы " Тема 4.3 Правописание согласных в корнях слов (1 час) Используя рекомендованную литературу, подготовить сообщение: а) "Согласные в корнях слов"; б) " Фонетическое чередование звуков" ; написать мини-сочинение с использованием непроизносимых согласных корня слова. 1)Баранов М.Т и д.р. Русский язык: справочные материалы - М, 1993 2)Войлова К.А, Голыдева Н.Г. Из школы в вуз: справочник-практикум по русскому языку. - М , 1996. Тема 4.4 Правописание приставок (1 час) В ходе самостоятельной работы особое внимание выполнению домашнего задания. Составить таблицу "Правописание приставок", используя сведения из книг: 1)Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы - М, 1993. 2) Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. - Н-Новгород, 1992. 3) Войлова К.Б, Голыдева Н.Г. Из школы в ВУЗ: Справочник - практикум по русскому языку. - М, 1996. Тема 4.5 Правописание сложных слов (1 час) Самостоятельная работа по данной теме предусматривает подготовку словарного диктанта. Подготовка к диктанту. В качестве дополнительного источника информации использовать следующие источники: 1) Войлова К.Б, Голыдева Н.Г. Из школы в ВУЗ: Справочник - практикум по русскому языку. - М, 1996. 2). Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М, 2002. Тема 4.6 Гласные после шипящих и Ц (1 час) Самостоятельная работа включает подготовку материала для словарного диктанта. Использовать указанную выше литературу (см. Тема 4.5). Тема 4.7 Правописание суффиксов имен существительных (1 час) Самостоятельная работа включает подготовку к словарному диктанту по данной теме. Можно использовать следующую литературу: 1). Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. - Н-Новгород, 1992. 2). Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. - М., Айрис - пресс, 2004. 3). Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!" 8,9 классы. - М.2006. №№ работ 26-30, 31-35 Студент должен знать: основные неизменяющиеся суффиксы данных частей речи; условия выбора вариантных написаний; трудные вопросы написания -н- и -нн- в суффиксах; правописание творительного падежа фамилий и названий населенных пунктов. Тема 4.8 Правописание суффиксов имен прилагательных (1час) Самостоятельная работа предлагает выполнение дополнительного письменного задания по книге Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!" 8,9 классы. - М.2006. №№ работ 31 - 35, 36 - 40 или выполнение упр № по книге. Подготовить сообщение " - Н- и -НН- в прилагательных и причастиях " , используя следующие источники: 1) Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. - Н-Новгород, 1992. Тема 4.9 Правописание местоимений (1 час) Самостоятельная работа включает: 1)конспект статьи учебника; 2)выполнить (письменно) упр. 225 или по сборнику "Найди ошибку!" выполнить №№ 21-25, 46-50. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!" 8,9 классы. - М.2006. №№ работ 21-25, 46-50. Тема 4.10 Правописание глаголов и глагольных форм (1 час) Подготовить сообщения "Правописание деепричастий", "Правописание личных безударных окончаний глаголов" (по выбору). Можно использовать следующие источники: 1) Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 2). Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. - Н-Новгород, 1994. Тема 4.11 Правописание суффиксов причастий (1 час) Подготовить сообщения по темам: "Правописание суффиксов причастий", " - Н- и -НН- в причастиях ", используя указанную выше (см. Тема 4.10) литературу. Выполнить задания №51-55, №56-60 по книге: Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!" 8,9 классы. - М.2006 Тема 4.12 Правописание наречий (1 час) Тема 4.13 Правописание союзов и частиц (1 час) В ходе самостоятельной работы выполнить задания № 46-50, 51-55, 56-60 по книге: Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!" 8,9 классы. - М.2006 Тема 4.14 Тире между подлежащим и сказуемым (1 час) Используя дополнительную литературу, записать 10 предложений, содержащих данную пунктограмму. Составить таблицу "Тире в простом предложении" ,используя следующие источники: 1) Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 2) Войлова К.Б, Леденева В.В. 50 основных правил русской пунктуации: 5-11 классы. - М: "Дрофа" 2003. Тема 4.15 Знаки препинания при однородных членах предложения (1 час) Используя рекомендованную литературу, составить сообщение "Тире и двоеточие при однородных членах предложения" (см. выше) Тема 4.16 Знаки препинания при обособленных определениях (1 час) Используя рекомендованную литературу, подобрать 1-2 текста с пропущенными знаками препинания, расставить знаки и объяснить их употребление. Подготовить сообщения (по выбору): "Обособление приложений", "Обособление дополнений", "Обособление обстоятельств". 1) Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. - М., Айрис - пресс.2004. 2) Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 Тема 4.17 Знаки препинания при уточняющих членах предложения (1 час) Подготовить сообщение "Уточняющие члены предложения" Подобрать 1-2 текста с пропущенными знаками препинания, расставить знаки и объяснить пунктуацию. Рекомендуемая литература: 1). Петрухина Е.П. Диктанты по русскому языку: 10-11 классы. - М.,2005. 2). Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. - М., Айрис - пресс. 2004. 3)Экзаменационные вопросы и ответы Русский язык 9-11 классы-М, 1999. . Тема 4.18 Вводные слова, словосочетания, предложения, вставные конструкции. Обращения (1 час). В ходе самостоятельной работы студенты могут использовать следующую литературу: 1)Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы: Учебное пособие. - М.:АСТ- ПРЕСС, 1999. 2)Петрухина В.П. Диктанты по русскому языку :10-11 классы. - М , 2005. 1)Подготовить сообщения: а) "Обращения", б) "Вводные конструкции", в) "Омонимия вводных слов и членов предложения". 2)Используя художественную литературу, публицистику, подобрать примеры обращений, выраженных субстантивированными частями речи. Тема 4.19 Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.(1 час). Самостоятельно подготовить сообщение "Условия поставки знаков препинания в ССП". Выписать из художественных или публицистических текстов сообщения "Сложное предложение. Основные средства связи. Виды сложных предложений", "Отсутствие запятой в сложных предложениях". Рекомендуемая литература : 1) Войлова К.Б, Леденева В.В. 50 основных правил русской пунктуации: 5-11 классы. - М: "Дрофа", 2003. 2)Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов. Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация. - М: Айрис-пресс, 2003. 2)Шклярова М.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!",9 класс-М.,2006. 3)Экзаменационные вопрос и ответы. Тема 4.20 Знаки препинания в сложносочиненных предложениях(1 час). Подготовить сообщения: "Виды ССП с несколькими придаточными", "Знаки препинания в СПП", "Типы придаточных предложений" (по выбору) Рекомендуемая литература: 1)Дудников А.В. и др. Учебное пособие для сред. спец. учеб. Заведений - М. 1998 2)Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация. - М: Айрис-пресс, 2003. Тема 4.21 СПП с двумя или несколькими придаточными (1 час) При подробном изучении темы рекомендуется ознакомиться с параграфом 94 в книге: ) Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация. - М: Айрис-пресс, 2003. В качестве тренировочного материала использовать 1) Войлова К.Б, Леденева В.В. 50 основных правил русской пунктуации: 5-11 классы. - М: "Дрофа", 2003. 2) Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация. - М: Айрис-пресс, 2003. Тема 4.22 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (1 час). 1)Подготовить письменное сообщение: "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении". 2)Подобрать 10-12 предложений по данной теме из художественных и публицистических текстов. 3)Составить схемы предложений по упр 423 учебника. Тема 4.23 Сложные предложения с разными видами связи. Прямая и косвенная речь. Цитаты.(2 часа). В ходе самостоятельной аудиторной работы необходимо составить план-конспект параграфа 86 по учебному пособию (см. Обязательная литература), подобрать примеры, используя материал упражнения 425,426. Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает повторение орфографии (подготовка сообщений мягкий знак в словах различных частей речи, трудные случаи написания -н-, -нн-). Рекомендуемая литература: 1. Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов. - М.,2003 (параграфы 39,53,67,72). 2. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ (№56-60). Дополнительная литература: 1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. -М., 1993г. 2. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителя. -М., 2002г 3. Войлова К.А., Леденева В.В. Русский язык: 90 основных правил орфографии для школьников и абитуриентов. 5 - 11 кл. - М.: Дрофа, 1997г. 4. Войлова К.А., Леденева В.В. Русский язык: 50 основных правил русской пунктуации для школьников и абитуриентов 5 - 11 кл.- М.: Дрофа, 1997г. 5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10 - 11 кл. -М., 2002г. 6. Войлова К.А. Голыдёва Н.Г. Из школы в вуз: Справочник-практикум по русскому языку. -М., 1996г. 7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. -М., 1993г. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -М., 1998г. 8. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. -М., 1994г. 9. Костяева Т.А. - Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. -М., 2002г. 10. Кохтев П.И. Основы ораторской речи. -М., 2002г. 11. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. -М., 1997г. Справочная литература. 1. Александрова З.Б. Словарь синонимов русского языка. -М., 1998г. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. -М., 1986г. 2. Ашукинов Н.С. Ашукина М.Г, Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения, -М., 1998г. | |
Просмотров: 1405 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |