Главная » Файлы » СТУДЕНТАМ » ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программа самостоятельной контролируемой работы студентов по дисциплине РУССКИЙ ЯЗЫК
27.11.2010, 16:19
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова"
Отделение общеобразовательной подготовки
среднего специального образования





Рассмотрено                                                                          Утверждено
на заседании МО                                                                  начальник УО ООП
преподавателей                                                                     СПО КБГУ
русского языка и литературы.                                                             "30"сентября 200 9г
                                                                                           "14" сентября 200 9г.

_______ Н.Е. Шалимова                                                 ______ Г.Т. Хадзугова






Рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
по дисциплине "Русский язык"
для всех специальностей ООП СПО КБГУ
(коды специальностей: 050202, 050302, 050303, 040101, 050709, 050704, 060109. 060108, 060110, 050503, 070602, 100108, 210104, 210308, 230101, 100105, 270103, 270111, 230105, 180107, 080110, 080501).




г. Нальчик, 2008г.
По дисциплине "Русский язык" в рабочем учебном плане по специальностям: (050202, 050302, 050303, 040101, 050709, 050704, 060109. 060108, 060110, 050503, 070602, 100108, 210104, 210308, 230101, 100105, 270103, 270111, 230105, 180107, 080110, 080501) на самостоятельную работу отводится 26 часов на весь курс обучения.
       Это количеству времени распределено следующим образом:
№ п/п.    Наименование разделов и тем    Самостоятель-
ная работа студента
    Раздел 1. Наука о русском языке.          2
Тема 1.1       Язык и речь. Понятие нормы литературного языка.          1
Тема 1.2    Правильность речи. Речевой этикет. Тип, точность, уместность, формы речи.          1
    Раздел III. Лексика и фразеология          1
Тема 3.1    Лексическое значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Общеупотребительная лексика. Диалектизмы. Жаргонная лексика. Фразеологизмы.      
      1
       
    Раздел IV.  Орфография, пунктуация.          23
Тема 4.1    Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов.          1
Тема 4.2    Чередование гласных в корнях слов.          1
Тема 4.3    Правописание согласных в корнях слов.          1
Тема 4.4    Правописание приставок.          1
Тема 4.5    Правописание сложных слов.          1
Тема 4.6    Гласные после шипящих и Ц.          1
Тема 4.7    Правописание суффиксов имён существительных.          1
       
Тема 4.8    Правописание суффиксов имён прилагательных.          1
Тема 4.9    Правописание местоимений         1
Тема 4.10    Правописание глаголов и глагольных форм.          1
Тема 4.11    Правописание суффиксов причастий.         1
Тема 4.12    Правописание наречий         1
Тема 4.13    Правописание союзов и частиц         1
Тема 4.14    Тире между подлежащим и сказуемым.          1
Тема 4.15    Знаки препинания при однородных членах предложения.          1
Тема 4.16    Знаки препинания при обособленных определениях.           1
Тема 4.17    Знаки препинания при уточняющих членах предложения.           1
Тема 4.18    Вводные слова, словосочетания, предложения. Вставные конструкции. Обращения.           1

Тема 4.19   
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.         
       1
Тема 4.20    Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.           1
Тема 4.21    Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными           1
Тема 4.22    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.           1
Тема 4.23    Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.           1
                                           Всего                 26

Раздел 1. Наука о русском языке.
Тема 1.1Язык и речь. Понятия нормы литературного языка (1 час)
В ходе самостоятельной  работы студенты знакомятся с различными нормами русского языка  (орфоэпические , грамматические и.д. р.)
 Можно использовать следующие источники: 1) Голуб И.Б, Розенталь Д.Э секреты хорошей речи - , 1998.
2) Иванова- Лукьянова Г.П.  Культура устной речи. - М, 1998.
3) Гориков А. И.  Русская словесность - М, 1997.
4)Контроль: проверка письменного сообщения.
Тема 1.2 Правильность речи. Речевой этикет. Тип, точность,  уместность, формы речи (1 час).
В ходе подготовки домашнего задания студентам необходимо самостоятельно подобрать примеры текстов различных форм и типов речи.

 Раздел 3. Лексика и фразеология.
       Тема 3.1 Лексическое значение слова.
                      Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Паронимы. Общеупотребительная лексика.
Диалектизмы. Фразеологизмы.  (1час).
 В ходе подготовки  домашнего задания и самостоятельной работы студенты должны подобрать из различных источников примеры текстов с использованием омонимов, синонимов, антонимов, диалектизм, фразеологизм.

Раздел 4 Орфография, морфология. Пунктуация (23 часа)
Тема 4.1. Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях. (1 час)
В ходе самостоятельной работы подобрать примеры на изучение правила.
        Используемая литература.
1)    Художественные и публицистические тексты.
2)    Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные  работы по русскому языку. - М,  2002
3)    Баранов М.Т. и д.р.  Русский язык: справочные материалы - М, 1993.
4)   
       Тема 4.2 Чередование гласных в корнях слов (1 час)
Используя справочную литературу и публицистические статьи, подготовить  материал для словарного диктанта по данному правилу. Подготовить сообщение  "Омонимичные корневые морфемы "
         Тема 4.3 Правописание согласных в корнях слов (1 час)
Используя рекомендованную литературу, подготовить сообщение:
а) "Согласные в корнях слов"; б) " Фонетическое чередование звуков" ; написать мини-сочинение с использованием непроизносимых согласных корня слова.
  1)Баранов М.Т и д.р.  Русский язык: справочные материалы - М, 1993
  2)Войлова К.А, Голыдева Н.Г.  Из школы в вуз: справочник-практикум  по русскому языку. - М , 1996.
Тема 4.4 Правописание приставок (1 час)
 В ходе самостоятельной работы особое внимание выполнению домашнего задания. Составить таблицу  "Правописание приставок", используя сведения из книг:
1)Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы  - М, 1993.
2) Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. - Н-Новгород, 1992.
3) Войлова К.Б, Голыдева Н.Г. Из школы в ВУЗ: Справочник - практикум по русскому языку. - М, 1996.

              Тема 4.5 Правописание   сложных слов (1 час)
Самостоятельная работа по данной теме предусматривает подготовку словарного диктанта. Подготовка к диктанту. В качестве дополнительного источника информации использовать следующие источники:
1) Войлова К.Б, Голыдева Н.Г.  Из школы в ВУЗ: Справочник - практикум по русскому языку. - М, 1996.
2). Костяева Т.А.   Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М, 2002.

             Тема 4.6 Гласные после шипящих и Ц (1 час)
Самостоятельная работа включает подготовку материала для словарного диктанта.
Использовать указанную выше литературу (см. Тема 4.5).

          Тема 4.7 Правописание суффиксов имен                            существительных (1 час)
Самостоятельная работа включает подготовку к словарному диктанту по данной теме. Можно использовать следующую литературу:
1). Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. - Н-Новгород, 1992.
2). Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. - М., Айрис - пресс, 2004.
3). Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!"
8,9 классы. - М.2006. №№ работ 26-30, 31-35
Студент должен знать: основные неизменяющиеся суффиксы данных частей речи; условия выбора вариантных написаний; трудные вопросы написания -н- и -нн- в суффиксах; правописание творительного падежа фамилий и названий населенных пунктов. 

               Тема 4.8 Правописание суффиксов имен прилагательных (1час)
Самостоятельная работа предлагает выполнение дополнительного письменного задания по книге   
Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!" 8,9 классы.
- М.2006. №№ работ 31 - 35, 36 - 40 или выполнение упр №   по книге.
Подготовить сообщение " - Н- и -НН- в прилагательных и причастиях " , используя следующие источники:
1) Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. - Н-Новгород, 1992.
          Тема 4.9 Правописание местоимений (1 час)
Самостоятельная работа включает:
 1)конспект статьи учебника; 2)выполнить (письменно) упр. 225 или по сборнику "Найди ошибку!" выполнить №№ 21-25, 46-50.

Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!"
8,9 классы. - М.2006. №№ работ 21-25, 46-50.

          Тема 4.10 Правописание глаголов и глагольных форм
(1 час)
Подготовить сообщения "Правописание деепричастий", "Правописание личных безударных окончаний глаголов"  (по выбору). Можно использовать следующие источники:
1) Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
2). Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. - Н-Новгород, 1994.

          Тема 4.11 Правописание суффиксов причастий
(1 час)
Подготовить сообщения по темам: "Правописание суффиксов причастий",
" - Н- и -НН- в причастиях ",  используя указанную выше (см. Тема 4.10) литературу. Выполнить задания  №51-55, №56-60 по книге: Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!" 8,9 классы. - М.2006               

          Тема 4.12 Правописание наречий (1 час)

             Тема 4.13 Правописание союзов и частиц (1 час)
В ходе самостоятельной работы выполнить задания № 46-50, 51-55, 56-60 по книге: Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!"
8,9 классы. - М.2006
             Тема 4.14 Тире между подлежащим и сказуемым (1 час)
Используя дополнительную литературу, записать 10 предложений, содержащих данную пунктограмму. Составить таблицу  "Тире в простом предложении" ,используя следующие источники:
1) Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
2) Войлова К.Б, Леденева В.В. 50 основных правил русской пунктуации: 5-11 классы. - М: "Дрофа" 2003.

             Тема 4.15 Знаки препинания при однородных членах предложения (1 час)
Используя рекомендованную литературу, составить сообщение "Тире и двоеточие при однородных членах предложения" (см. выше)

             Тема 4.16 Знаки препинания при обособленных определениях (1 час)
Используя рекомендованную литературу, подобрать 1-2 текста с пропущенными знаками препинания, расставить знаки и объяснить их употребление. Подготовить сообщения (по выбору): "Обособление приложений", "Обособление дополнений", "Обособление обстоятельств".

1) Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. - М., Айрис - пресс.2004.
2) Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

Тема 4.17 Знаки препинания при уточняющих членах предложения (1 час)

Подготовить сообщение "Уточняющие члены предложения"
Подобрать 1-2 текста с пропущенными знаками препинания, расставить знаки и объяснить пунктуацию.
Рекомендуемая литература:
1). Петрухина Е.П.  Диктанты по русскому языку: 10-11 классы. - М.,2005.
2). Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. - М., Айрис - пресс. 2004.
3)Экзаменационные вопросы и ответы Русский язык 9-11 классы-М, 1999.

      .       Тема 4.18 Вводные слова, словосочетания, предложения, вставные  конструкции. Обращения (1 час).
  В ходе самостоятельной работы студенты могут использовать следующую литературу:
1)Экзаменационные  вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы: Учебное пособие. - М.:АСТ- ПРЕСС, 1999.
2)Петрухина В.П. Диктанты по русскому языку :10-11 классы. - М , 2005.
1)Подготовить сообщения:  а) "Обращения", б) "Вводные конструкции",
 в) "Омонимия вводных слов и членов предложения".
2)Используя художественную  литературу, публицистику, подобрать примеры обращений, выраженных субстантивированными частями речи.

Тема 4.19 Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.(1 час).
       Самостоятельно подготовить сообщение "Условия поставки знаков препинания в ССП". Выписать из художественных или публицистических текстов сообщения "Сложное предложение. Основные средства связи. Виды сложных предложений", "Отсутствие запятой в сложных предложениях".
        Рекомендуемая литература :
1) Войлова К.Б, Леденева В.В. 50 основных правил русской пунктуации: 5-11 классы. - М: "Дрофа", 2003.
2)Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов.  Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация. - М: Айрис-пресс, 2003.
2)Шклярова М.В. Сборник самостоятельных работ  "Найди ошибку!",9 класс-М.,2006.
3)Экзаменационные вопрос и ответы.

          Тема 4.20 Знаки препинания в сложносочиненных предложениях(1 час).
    Подготовить сообщения: "Виды ССП с несколькими придаточными", "Знаки препинания в СПП", "Типы придаточных предложений" (по выбору)
    Рекомендуемая литература:
1)Дудников А.В. и др. Учебное пособие для сред. спец. учеб. Заведений - М. 1998
2)Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация. - М: Айрис-пресс, 2003.
         Тема 4.21 СПП с двумя или несколькими придаточными
(1 час)
      При подробном изучении темы рекомендуется ознакомиться с параграфом 94 в книге: ) Чешко Л.А.  Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация. - М: Айрис-пресс, 2003.
В качестве тренировочного материала использовать
1) Войлова К.Б, Леденева В.В. 50 основных правил русской пунктуации: 5-11 классы. - М: "Дрофа", 2003.
2) Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация. - М: Айрис-пресс,  2003.

        
              Тема 4.22 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (1 час).
1)Подготовить письменное сообщение: "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении".
2)Подобрать 10-12 предложений по данной теме из художественных и публицистических текстов.
3)Составить схемы предложений по упр 423 учебника.
         Тема 4.23 Сложные предложения с разными видами связи. Прямая и косвенная речь. Цитаты.(2 часа).
      В ходе самостоятельной аудиторной работы необходимо составить план-конспект параграфа 86 по учебному пособию (см. Обязательная литература), подобрать примеры, используя материал упражнения 425,426.
Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает повторение орфографии (подготовка сообщений мягкий знак в словах различных частей речи, трудные случаи написания -н-, -нн-).


Рекомендуемая литература:

1. Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов. - М.,2003 (параграфы 39,53,67,72).
2. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ (№56-60).
                        Дополнительная литература:

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. -М., 1993г. 
2. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителя. -М., 2002г
3. Войлова К.А., Леденева В.В. Русский язык: 90 основных правил                 орфографии для школьников и абитуриентов. 5 - 11 кл. - М.: Дрофа, 1997г.
4. Войлова К.А., Леденева В.В. Русский язык: 50 основных правил    русской пунктуации для школьников и абитуриентов 5 - 11 кл.- М.: Дрофа, 1997г.
5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10 - 11 кл. -М., 2002г.
6. Войлова К.А. Голыдёва Н.Г. Из школы в вуз: Справочник-практикум по русскому языку. -М., 1996г.
7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. -М., 1993г. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -М., 1998г.
8. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. -М., 1994г.
9. Костяева Т.А. - Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. -М., 2002г.
10. Кохтев П.И. Основы ораторской речи. -М., 2002г.
11. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. -М., 1997г.                            

                             Справочная литература.

1.    Александрова З.Б. Словарь синонимов русского языка. -М., 1998г. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. -М., 1986г.
2.    Ашукинов Н.С. Ашукина М.Г, Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения, -М., 1998г.
Категория: ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | Добавил: Администратор
Просмотров: 748 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
.














Рейтинг@Mail.ru